Алтухова Г.А.
|
|
Библиотечная этика, как любая другая научная и учебная дисциплина, имеет собственную логику, свои закономерности и выступает как четкая система знаний. Эта система имеет определенную структуру, которая характеризуется разветвлением и усложнением (в том числе в форме выделения в ней различных уровней), а также формированием и собственных внутритеоретических оснований. Для более полного раскрытия природы, предмета и отличительных черт библиотечной методологии, прежде всего, необходимо выяснить: какое место она занимает в общей системе библиотековедческого знания – библиотековедения; каковы функциональные связи библиотечной этики с другими элементами, подсистемами этой системы и какую роль (функции) она здесь выполняет. Целостная характеристика системы предполагает выявление: а) частей, компонентов, подсистем, непосредственно образующих систему, а также уровней, на которых они расположены; б) связей различных типов (прямых, обратных) между этими элементами системы; в) взаимовлияний и взаимодействий между ними. Наличие уровней в системе, т.е. ее иерархическое построение, позволяет конкретизировать: а) расположение, место, которое занимают в системе ее структурные элементы (теории, направления, концепции и др.); б) связанные с этими местами различные функции, которые они выполняют в системе; в) различия межуровневых и внутриуровневых связей и взаимовлияний в системе. Основания знаниевой системы также имеют тенденцию к дифференциации в процессе ее развития. Крайне важно различать собственные (внутритеоретические) основания библиотечной этики как научной и учебной дисциплины и основания общие, разрабатываемые за пределами ее предмета. Такими общими основаниями каждой специальной научной и учебной дисциплины выступают философские, общеметодологические основания. Что же касается собственных внутренних оснований научной теории, то к ним относятся наиболее глубокие ее слои, которые образованы совокупностью исходных базовых понятий, категорий, принципов, норм, ценностей, характеризующих сущность исследуемого предмета, законы его функционирования и развития. Все сказанное справедливо и в отношении библиотековедения, которое также представляет собой развивающуюся иерархическую систему знаний. То обстоятельство, что эта система в нашей литературе не раскрыта в целостном виде, вовсе не означает, что такая система реально не существует. Библиотечная методология – дисциплина, по сути дела, находящаяся в стадии формирования. В общем виде библиотечную методологию можно определить как: 1) систему специальных принципов и способов (методов) организации и построения теоретической и практической (библиотечно-педагогической) деятельности во всех ее проявлениях; 2) учение об этой системе (теоретическое осмысление системы). Во втором смысле библиотечная методология по своим функциям близка к библиотечной философии. В смысле же первом она выполняет определенные регулятивные функции (выступает как совокупность методологических регулятивов) и ближе находится к дисциплинам третьего уровня (библиотечно-педагогическая этика и библиотечное право). Поэтому она располагается на отдельном (втором) уровне. Библиотечная методология, опираясь на данные библиотечной практики, на дисциплины других уровней, а также на методы наук об обществе и человеке и философскую методологию, осмысливая развитие конкретных библиотековедческих дисциплин, разрабатывает принципы, способы и методы: а) библиотековедческих исследований по всем интересующих их авторов вопросам; б) практической организации таких исследований (на кафедрах вузов, в библиотечных коллективах крупных библиотек и т.д.); в) библиотечного обслуживания и управления им; г) учебно-воспитательного процесса в библиотечных учреждениях; д) всех видов работ с пользователями библиотек; е) разработки и осуществления конкретных методик осуществления библиотечно-педагогической деятельности во всех ее проявлениях и др. Главная же задача библиотечной методологии заключается в том, чтобы представить все эти направления в целостной системе, где должны быть выделены их взаимосвязи и уровни. |